Вышивание во 2 класс

МОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа № 1»

(Программа по вышиванию для детей 2-4 классов)

Автор-составитель:

учитель начальных классов

Кузнецова Александра Васильевна

Пояснительная записка

Статус документа

Программа по курсу вышивания «Волшебная иголочка» составлена для работы по изучению вышивки, знакомству с профессией вышивальщицы. Программа рассчитана на три года обучения по одному часу в неделю – 34 часа в год, для обучающихся 2-4 классов. Она разработана в целях организации деятельности обучающихся, их эстетического воспитания с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Структура документа

Программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую общую характеристику курса, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения во 2-4 классах и Ожидаемые результаты, которыми по окончанию каждого класса, школьники должны будут овладеть.

Актуальность курса.

Декоративно-прикладное искусство является частью культуры России. Народная вышивка - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Организация трудовой деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к культуре нашего народа. А сохранение национального культурного достояния, его развитие и переосмысление с позиции нового времени, сохранение и почитание народных традиций является неотъемлемой частью воспитания высоконравственной личностью. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, дальнейшее развитие традиций народного искусства.

Возраст детей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 8-11 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением школьниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Основная идея курса «Волшебная иголочка»

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме…».

В. Сухомлинский.

Эти слова принадлежат замечательному педагогу В. Сухомлинскому. В них выражено уважение к мастерству и глубокое понимание его нравственного значения. Чем раньше детские пальцы станут ловкими, тем быстрее ребенок познает радость творческого труда, и тем больше уверенности, что из него вырастет умелец, которому будут чужды праздность, лень и скука. В этих словах великого педагога заключена основная идея курса «Волшебная иголочка».

Чем же привлекает детей это занятие? Прежде всего, оно доступно: небольшие лоскутки материала и иголка с ниткой всегда есть под рукой. Оно вызывает светлые чувства. Волнуют образцы, волнует радость создания, такой труд доставляет наслаждение, приобщает к миру прекрасного в природе и искусстве. Оно познавательно: помогает лучше разделять и узнать окружающий мир. Оно продуктивно: вышиваешь – и обязательно что-то получится. Вышив изделие, можно украсить этой работой интерьер, подарить ее, доставляя радость людям. Отсутствие принуждения, свобода выбора, делают занятия привлекательными для любого ребенка. Занятие вышиванием развивает эстетический вкус, прививает аккуратность, усидчивость, трудолюбие, творческое отношение к труду.

Кружок «Волшебная иголочка» рассчитан для обучающихся 2-4 классов.

Во втором классе дети знакомятся с техникой выполнения начальных швов и их вариантами.

В третьем классе - вышивание крестом – великолепное и самое популярное рукоделие. Вышивка крестом, по своему чрезвычайно легкому исполнению, занимает первое место между всеми другими вышивками.

В четвертом классе - вышивка  гладью - один из самых распространённых  видов декоративно-прикладного искусства, который берёт начало в глубокой древности.

Основные формы обучения

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ учителем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка вышивание для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, вручение готовых работ родителям, друзьям в качестве подарков.

Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании. В процессе практической работы, учащиеся последовательно овладевают приемами вышивания. При этом неуклонно соблюдается индивидуальный подход, вариативность заданий, принцип от простого к сложному. Возможность выбора учащимися форм работы. Учащиеся осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата.

Важным элементом курса вышивания «Волшебная иголочка» является творческий проект, выполняемый каждым учеником со 2 по 4 класс, позволяющего на практике реализовать полученные знания и умения. Это могут быть коллективные проекты или индивидуальные.

Работа по выполнению вышивки содержит в себе творческое начало, развивает художественное творчество, поэтому следует избегать механического копирования образцов. Изделия должны быть оригинальными, нестандартными, выражать индивидуальность автора. Обучающиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. На занятиях изготавливаются интересные изделия, которые находят применение в быту, выполняя определенную функциональную роль.

В процессе изучения теоретического обучения дети знакомятся с инструментами и приспособлениями для вышивания, узнают о видах ниток и ткани, учатся организации рабочего места, соблюдать правила техники безопасности, а так же получению и использованию информации через информационные системы, печатные издания, предметы декоративного характера. Знакомится с историей рукоделия.

При обучении детей вышиванию предусматриваются тесные внутрипредметные и межпредметные связи. Это решается с помощью игр и упражнений, которые использует учитель в учебном процессе. При выполнении заданий-упражнений на выделение и осмысление объекта, на пропорции, прямоугольное проецирование, зеркальное отражение, перспективные сокращения, конструирование и моделирование у учащихся тренируется память, внимание, развиваются мелкие мышцы рук, глазомер, образное и пространственное мышление, творческие способности, а также формируются некоторые трудовые умения. Эти знания и умения пригодятся учащимся не только в трудовой практике, но и в решении математических задач, графической подготовке, усвоении любых систематических знаний.

Изучая вышивку крестиком, учащиеся выполняют орнамент, составленный из геометрических фигур. При этом они получают интересные сведения о прикладном искусстве разных народов, использующих в своих декоративных композициях различные геометрические элементы (искусство Закавказья, Казахстана, Якутии и др.).

Подобным образом можно составить серию заданий на тему родной природы (взаимосвязь географических, биологических знаний с практической работы по ИЗО и курсу вышивания при одновременном эстетическом восприятии природы с помощью музыки и литературы), темы Космоса и другие темы. Такая практика может быть обеспечена только при условии тесной связи курса «Волшебная иголочка» с другими школьными дисциплинами.

Основная цель программы:

ознакомление младших школьников с доступным их возрасту видом художественного труда – вышиванием, создание возможностей для развития и проявления себя как творческой личности, умеющей использовать полученные знания и умения в новых жизненных ситуациях: групповой проектной деятельности при создании оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:

Познавательная:


  • способствовать развитию познавательного интереса обучающихся, включив их в деятельность по освоению техники вышивки.

Развивающая:

  • увлечь, заинтересовать, заинтриговать ребенка тайнами шитья;

  • открыть ребенку доступ для восприятия одного из популярнейших видов декоративно-прикладного искусства – вышивке;

  • познакомить детей с историей русской вышивки.

Воспитательные:

  • формирование у ребенка таких качеств как: вкус, чувство меры, творчество, способность видеть и воспринимать прекрасное, желание и умение вносить красоту в быт, прилежание тщательности в работе;

  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности;

  • практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Мотивационная:


  • создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества, включив школьников в активную деятельность по освоению избранных видов рукоделия.

Эстетическая:


  • воспитать аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту художественного изделия.

Практическая:


  • создать условия для овладения различными видами вышивки;

  • формировать умения создавать декоративные тематические композиции.

Принципы:

1. Культуросообразности:

-через овладение ремеслом – к возвращению к истокам декоративно-прикладного искусства вышивке.

2. Креативности:

- чем шире, образнее и осмысленнее открывает для себя ребенок мир творчества, тем естественнее и ограничение происходит овладение ремеслом.

3. Природосообразности:

- занятия не должны быть утомительные и должно иметь практический смысл.

4. Коллективности:

- введение на занятиях элементов коллективно-творческой деятельности.

5. Сотворчества и ответственности;

- создание ситуации успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

Формы работы:

1. Занятие

2. Игра

3. Коллективная работа

4. Индивидуальная работа

5. Групповая работа

6. Беседа

7. Нестандартные:

эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина, аукцион, чаепитие; творческая выставка, индивидуальная выставка-коллекция.

Методы работы:

1. Словесные:

рассказ

беседа

объяснение

убеждение

поощрение

2. Наглядные:

показ репродукции произведений декоративно-прикладного искусства, фотографии, таблицы, схемы с этапами выполнения изделий, слайды, демонстрация образов, примеры

3. Практические:

упражнение

выполнение

4. Аналитические

наблюдение

анкетирование

самоконтроль

самоанализ

опрос

Реализация программы предполагает освоение и внедрение личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания:

игровые технологии; технология коллективного взаимообучения; технология проектов;

Учебно-материальная база

1. Кабинет

- В помещении должно быть естественное и электрическое освещение, водопровод.

- Шкаф для хранения незаконченных изделий, ниток, фурнитуры и т.д.

- В учебном помещении столы располагаются с таким расчетом, чтобы обучающиеся при работе не мешали друг другу.

2. Инструменты и приспособления.

-ножницы, иглы, наперстки, игольницы, линейка, мыло, мел, простой карандаш, клей, картон, фломастеры, пяльца пластмассовые;

3. Используемые материалы.

- ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см

- нитки катушечные цветные № 40 (основные и оттеночные)

- калька

- копировальная бумага

4. Методический фонд

-конверты с чертежами, схемами, эскизами будущих изделий.

графическим изображением техники вышивки шва

-наглядные пособия

-стенды, папки

-образцы швов

-методическая литература

журналы, статьи, публикации с описанием техник вышивания.

Обучение вышивке способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них: умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения задач; планировать и организовывать свою деятельность и др.

Результаты обучения представлены по классам и содержат два компонента: знать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками.

Основными результатами обучения вышивке являются:


  • получение начальных знаний, умений, навыков по выполнению изученных швов;

  • применение полученных знаний при выполнении вышивки по выбранному узору, картине, (декоративное оформление и отделка изделий и др.);

  • начальные умения по поиску и применению информации для выполнения проекта (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение).

Учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда.

Формы проведения итогов реализации программы:

- выставки детских работ в классе, школе;

- участие в различных выставках декоративно-прикладного творчества;

- дни презентации детских работ родителям;

- участие в районных, городских выставках декоративно-прикладного творчества;

- творческий отчет учителя – руководителя кружка на педсовете;

2 класс (34 часа)

Простые отделочно-декоративные швы.

Содержание курса:


  1. Введение – 1 час

  2. Инструменты и приспособления для вышивки – 1 час

  3. Начальные швы и их варианты – 10 часов

  4. Свободные швы – 13 часов

  5. Декоративные швы - 5 часов

  6. Творческий проект – 4 часа

Тематический план курса «Волшебная иголочка»



Тема
Теория
Практика
1
2
3
4

Введение
1
Правила техники безопасности. Рабочее место вышивальщицы. Вдевание нитки, завязывание узелка на конце нитки. Вдевание в иглу шерстяную нитку. Нитковдеватель. Закрепления нитки на ткани при начале работы и ее конце.
1
2.
Инструменты и приспособления для вышивки.
1
3.
Начальные швы и их варианты.
Технология выполнения шва“ вперед иголку” и его вариантов.
1
Декоративно-прикладное искусство России.

Подготовка к вышивке. Рисунок «Грибы».


1
1
Из истории народной вышивки. Технология выполнения шва "строчка" и его вариантов.
1
Перевод рисунка на ткань с помощью копирования (копировальной бумаги) Выполнение рисунка «Одуванчик».
2
Перевод рисунка с помощью папиросной бумаги.

Технология выполнения шва «козлик» и его вариантов.


1
Перевод рисунка на «просвет». Вышивание рисунка «Цветок», «Жучок».
2
Увеличение и уменьшение размера рисунка.
1
4.
Свободные швы.
Стирка и глажение вышитых изделий. Технология выполнения шва «стебельчатый». Изготовление метки (монограммы)
1
Вышивание рисунков «Цветок», «Белочка».
2
Основы цветовой грамоты. Технология выполнения шва «петельный» и его вариантов. Вышивание листочков и цветка петельным швом.
2
Технология выполнения шва «тамбурный» и его вариантов. Вышивание рисунка «Бабочка».
2
Создание образца шва «петля». Выполнение рисунка «Василек».
2
Технология выполнения шва «полупетля». Застилание формы правильного листа. Вышивание рисунка «Ветка сирени».
2
Создание образцов шва «прямая и ломаная елочка» Отделка изделия.
2
4.
Декоративные швы
Технология выполнения шва «узелки». Вышивание рисунка.
1
Технология выполнения шва «навив». Вышивание рисунка.
1
Технология выполнения шва «петельки». Вышивание рисунка «Собачка»
3
5.
Творческий проект
Творческий проект
1
3
Итого
5
29
Всего
34 часа

Содержание


  1. Введение – (1 час)

Задачи и план работы кружка. Правила техники безопасности. Общие правила для всех видов ручных швов.

Вдевание нитки, завязывание узелка на конце нитки. Вдевание в иглу шерстяную нитку. Нитковдеватель. Способы закрепления нити перед началом работы и ее концом.


  1. Инструменты и приспособления для вышивки

Организация рабочего места вышивальщицы. Знакомство с инструментами и приспособлениями: иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, пяльцы. Техника безопасности при работе с ножницами, утюгом, иглой. Вдевание нитки, завязывание узелка на конце нитки. Способы закрепления нити перед началом работы и ее концом.

  1. Начальные швы и их варианты – 10 часов

Занятие 1.

Шов “Вперед иголку”.

Создание образцов шва “ вперед иголку” и его вариантов. Упражнять в выполнении действий. Зарисовки в альбом.

Занятие 2-3.

Беседа о различных видах декоративно-прикладного искусства областей России: Рязани, Калуги, Тулы, Смоленска, Вологды, Архангельска, Твери и др. Подготовка к вышивке. Расположение узора на ткани, выравнивание ее, нанесение узора и закрепление на пяльцах. Вышивание рисунка «Грибы» в технике простых швов.

Занятие 4.

Из истории народной вышивки. Народная (крестьянская) и городская вышивка. Шов «Строчка».

Создание образцов шва "Строчка" и его вариантов. Зарисовки в альбом.

Занятие 5-6.

Перевод рисунка на ткань с помощью копирования (копировальной бумаги). Знакомство с копиркой. Обучение переносу рисунка. Вышивание рисунка «Одуванчик» в технике простых швов.

Занятие 7.

Перевод рисунка с помощью папиросной бумаги. Знакомство с папиросной бумагой.

Шов «Козлик».

Создание образцов шва «козлик» и его вариантов. Зарисовки в альбом. Составление эскизов вышивок, анализ эскизов.

Занятие 8-9.

Перевод рисунка на «просвет». Нанесение рисунка на тонкие прозрачные ткани.

Вышивание рисунка «Цветок», «Жучок» в технике простых швов.

Занятие 10.

Объяснение правила увеличения и уменьшения размера рисунка. Масштаб.

Увеличение и уменьшение рисунка по выбору ребенка.


  1. Свободные швы – 13 часов

Занятие 1.

Стирка и глажение вышитых изделий. Изготовление метки (монограммы). Знакомство с понятиями «метка», «монограмма».

Шов «Стебельчатый».

Создание образцов шва «стебельчатый». Разработка рисунка метки (монограммы), используя специальный алфавит (шрифт) для вышивания или свой.

Занятие 2-3.

Краткие сведения о нитках и тканях

Значение тканей с полотняным переплетением для вышивки.

Характеристика ниток для вышивки. Классификация их по числу сложений, окраске, тонине. Нитки — мулине. Длина нити при вышивании

Вышивание рисунков «Цветок», «Белочка» в технике свободных швов.

Занятие 4-5.

Общие сведения о цвете и цветовых решениях. Цветовой круг. Цветовые традиции.

Шов «Петельный».

Создание образцов шва «петельный» и его вариантов. Зарисовки в альбом. Вышивание листочков и цветка петельным швом.

Занятие 6-7.

Тамбурные вышивки русского Севера. Характер орнамента, колорит вышивки, сочетание тамбура с другими техниками вышивки (гладью, ажурными сетками, цветными разделками).

Шов «Тамбурный».

Создание образцов шва «тамбурный» и его вариантов. Зарисовки в альбом. Вышивание рисунка «Бабочка» в технике свободных швов.

Занятие 8-9.

Шов «Петля».

Создание образца шва «петля». Зарисовки в альбом. Вышивание рисунка «Василек».

Занятие 10-11.

Шов «Полупетля».

Создание образца шва «полупетля». Зарисовки в альбом. Застилание формы правильного листа. Изготовление рисунков «Ветка сирени» в технике свободных швов.

Занятие 12-13.

Шов «Прямая и ломаная елочка».

Создание образцов шва «прямая и ломаная елочка». Зарисовки в альбом. Отделка изделия.


  1. Декоративные швы - 5 часов

Занятие 1.

Техника выполнения декоративных швов. Освоение приемов выполнения декоративных швов. Сочетание швов с другими видами вышивки.

Шов «Узелки»

Создание образца шва «узелки». Вышивание рисунка.

Занятие 2.

Требования к качеству выполняемой работы.

Шов «Навив».

Создание образца шва «навив». Вышивание рисунка.

Занятие 3-5.

Шов «Петельки».

Создание образца шва «петельки». Вышивание рисунка «Собачка»


  1. Творческий проект – 4 часа

Занятие 1-4.

Выбор темы. Постановка цели и формулировка задачи проектной работы. Составление алгоритма выполнения проектной работы, набор первоначальных идей, изготовление изделия, испытание и оценка изделия. Оформление работы. Защита проектной работы.

Учащиеся должны уметь:


  • Правильно подобрать и подготовить пяльцы для работы.

  • Уметь вышивать на пяльцах и без них.

  • Начинать и заканчивать работу без узлов.

  • Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка, используя законы цветоведенья.

  • Делать бахрому на салфетке.

  • Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.

  • Выполнять работу качественно и в срок, вышивание во 2 класс выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач.

  • Самостоятельно разрабатывать простейшие орнаменты.

  • Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.

  • Вышивать изученными швами и их вариантами.

  • Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами.

  • Уметь планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

Учащиеся должны знать:


  • Основы цветоведенья.

  • Виды ручной вышивки.

  • Историю и традиции вышивки.

  • Способы нанесения рисунка на ткань.

  • Способы закрепления нитей.

  • Правила безопасного труда.

  • Основные источники информации.

  • Область применения и назначение инструментов.

  • Роль трудовой деятельности в жизни человека;

Вышивка крестиком

3 класс (34 часа)

Вышивание крестом – великолепное и самое популярное рукоделие. Некоторые вышивальщицы остаются верны этому шву навсегда. Вышивки крестом смотрятся эффектно, особенно тогда, когда крестик выглядит идеально. Она, по своему чрезвычайно легкому исполнению, занимает первое место между всеми другими вышивками. Будучи уже давно известна как на севере, так и на востоке, она имеет ещё то громадное преимущество перед другими, что всегда в моде и, начиная с 16 столетия, постоянно исполняется в России, Швеции, Германии и других государствах.

Содержание курса:


  1. Введение – 1 час

  2. Основные методы вышивки крестом – 8 часов

  3. Творческий проект – 4 часа

  4. Разновидности вышивки крестом – 16 часов

  5. Творческий проект – 5 часов

Источник: http://lib.znate.ru/docs/index-89702.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Внеурочная деятельность кружок Вышивка 2 класс Мастер класс шов для шифона

Вышивание во 2 класс Вышивание во 2 класс Вышивание во 2 класс Вышивание во 2 класс Вышивание во 2 класс Вышивание во 2 класс Вышивание во 2 класс